Священство

 

Священство – 1) сан, звание священника; 2) лица, обладатели священнического сана; 3) духовенство; 4) совокупность обязанностей священника; 5) одно из семи Таинств Церкви, в котором на посвящаемого в диаконский, священнический, или епископский сан низводятся, посредством архиерейского рукоположения, особые Дары Святого Духа.

Должен ли христианин слепо подчиняться священнику?

В настоящее время нередко приходится сталкиваться с мнением, что истинно верующий христианин должен безропотно подчиняться священнику-духовнику; при этом подразумевается, что слово «безропотно» означает и «безоговорочно».
В основании названого мнения лежат два аргумента: 1) священник, в отношении опекаемого им христианина, является орудием Божественного Промысла; через него действует Сам Господь; 2) безропотное подчинение пастырю необходимо ради отсечения собственной воли и выработки христианского cмирения.
В чём состоит привлекательность данной аргументации, понять нетрудно. Ведь священник и действительно может выступать в качестве исполнителя Божественной воли. Не поспоришь и с тем, что послушание способствует формированию смирения, одной из главных христианских добродетелей.
Между тем, мнение о необходимости безусловного послушания духовнику следует считать ошибочным. И вот почему. Далеко не каждый пастырь, руководя своим духовным чадом, действует безупречно.
Бывает, например, что тот или иной священник впадает в заблуждение или даже в ересь. Бывает, что он действует под влиянием греховного пристрастия или страсти. Наконец, бывает, что в тех или иных жизненных ситуациях священнику попросту не хватает духовного опыта, мудрости, знаний. Отсюда — неграмотные советы, ошибочные рекомендации.
Слепое безоговорочное послушание пастырю в этих случаях может иметь дурные последствия: отступление вверенного ему христианина от догматических или нравственных норм.
Что касается мнения о необходимости отсечения собственной воли, заметим: отсекать следует не волю вообще, а волю греховную, подчиняться же воле Божественной. Стало быть, когда духовник руководит своим чадом в соответствии с Божьей волей, чаду уместно внимать духовнику. Но когда тот, советуя или требуя, действует вопреки Божьей воле, следует руководствоваться словами апостолов Петра и Иоанна, высказанными им в ответ на требование иудейского начальства, не отвечавшее Божьему повелению: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

(111)